Почему увольнение – это не всегда катастрофа?
Фото: Unsplash.com
Почему мы воспринимаем увольнение как провал?
Если человек привык мыслить линейно, то, конечно, он будет рассматривать увольнение как провал. Вот примеры полярного мышления в стиле «все или ничего»:
— «если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник»;
— «если меня уволили, то я никчемный работник»;
— «если именно меня сократили, то я хуже всех работал».
Кроме того, тут срабатывает и другой тип убеждений, когда человек уверен, что «знает», как думают его руководители. «Он считает, что я ничего не смыслю в этом проекте, поэтому меня и перевели». В действительности же сотрудник может быть прекрасным специалистом и экспертом, но у его руководителя просто было указание «сверху» сократить 20% персонала, причем в первую очередь тех, у кого большие зарплаты.
Виноваты ли сотрудники, что они заработали своей высокой экспертизой приличную зарплату? Конечно, нет. Но в попытках рационально объяснить себе причины увольнения, сокращенные сотрудники сперва начинают придумывать гипотезы, а затем верят в самую «удачную» из них.
Почему люди продолжают годами работать на нелюбимой работе?
Даже если работа не по душе, многие не решаются уволиться и продолжают заниматься тем, что им не слишком нравится. Причины довольно просты: достаточно вспомнить пирамиду Маслоу. Людям страшно остаться без еды и крыши над головой, у многих есть обязательства перед банками, инвесторами, родственниками. Стабильная зарплата — это островок спокойствия и стабильности, где базовые потребности — свои или семьи — будут удовлетворены.
Я видела людей, которые бежали (в прямом смысле) подписывать соглашение о сокращении, если знали, что им выплатят полугодовую зарплату. Иметь финансовую подушку безопасности — не роскошь, а возможность спокойно выбирать из имеющихся вакансий, не кидаясь в панике на первую попавшуюся работу.
Кроме причины «нужно платить по счетам», свой вклад вносят и другие унаследованные социальные и родительские убеждения типа: «кому ты потом будешь нужен?», «хорошую работу сейчас не найти», «плохая запись в трудовой книжке положит конец твоей карьере», «поздно менять профессию», «бизнес — не для меня», «лучше работать хоть как-то, кем-то, чем вообще остаться без работы», «без официальной работы — ты никто и зовут тебя никак», «а что родные подумают?», «деньги легко не достаются!», «зачем менять шило на мыло» и т. д.
Этими убеждениями люди буквально дышат. Они действуют на них, подобно шоры, не давая рационально и объективно анализировать ситуацию на рынке труда. Любая информация пропускается через фильтр убеждений и оценивается соответствующим образом.
Хорошая новость заключается в том, что можно показать клиентам эти убеждения и трансформировать их в более рациональные и позитивные. Например, человек, который был уверен в том, что после 50 лет он никому не нужен, изменил свое убеждение: «пока дышишь — нужно работать, а интеллектуальный труд будет цениться всегда!» Клиент признался, что ему даже дышать стало легче.
Нередко встречаются еще и «белочки в колесе», люди, живущие со сценарием бессмысленной монотонной нагрузки и занятости, которые приводят к измотанности и разочарованию. Глубоко в подсознании «белочки» уверены, что если они «вывалятся из круга» и не будут «пахать на работе», то просто станут никому не нужны. «Меня просто перестанут любить», — призналась одна клиентка. Они уверены, что им постоянно надо заслуживать любовь окружающих, за гонкой за успехом скрывается гонка за любовью. Работать с такими клиентами сложнее, так как корень проблемы лежит в родственных отношениях.