От технологий никуда не деться, это часть нашей жизни. Невозможно полностью оградить современных детей от телефона, планшета, приставки и других устройств. Но как выстроить баланс, чтобы гаджеты не вредили и не вызывали зависимость – объясняет педагог-психолог начальной Ломоносовской школы Анна Геннадьевна Исаева.
Сейчас смартфон – это не просто игрушка, а важный инструмент общения. Интерес к гаджетам возникает уже на раннем этапе развития: часто бывает, что дети еще говорить толком не научились, а уже тянут руки к маминому телефону. При наличии правильно подобранного контента гаджеты помогают детям развиваться, учиться, отдыхать, общаться, играть, делиться впечатлениями. Главное, правильно распределить время нахождения ребенка в виртуальном пространстве.
Чем опасны гаджеты
Согласно исследованиям, постоянное использование телефона или компьютера перед сном нарушает качество сна, повышает уровень тревожности, может привести к депрессии или избыточной агрессии. Также могут пострадать когнитивные функции, возникнуть проблемы с концентрацией внимания и памятью.
Но главная опасность даже не в этом: гаджеты вызывают дофаминовую зависимость. Когда мы листаем соцсети или интернет-магазины, смотрим ролики на Youtube, вырабатывается дофамин – гормон радости. Хочется снова и снова получать эти приятные ощущения, поэтому отказаться от цифровых развлечений так трудно. Когда дети остаются без телефона, они чувствуют беспокойство. И найти деятельность, способную заменить гаджет и составить ему конкуренцию, становится непросто.
Что говорят специалисты: сколько времени допустимо проводить в телефоне
Согласно рекомендациям ВОЗ:
Отмечу, что под гаджетами подразумевается и планшет, и телефон, и телевизор, и игровые приставки. И если дошкольник «просидел» час в телефоне, это не значит, что теперь можно сменить устройство и посмотреть мультфильмы на планшете. При распределении цифровой нагрузки стоит также учитывать время, которое ученик затратил на выполнение задач в школе на электронных носителях: электронная доска, планшет, образовательные приложения.
Лаборатория Касперского изучила цифровые привычки детей и провела исследование, в результате которого выяснилось: в России больше 50% детей проводят за электронными устройствами от 1 до 4 часов в день. А 26% находятся онлайн практически постоянно. Обычно интернет используют для игр, просмотра видео, общения с друзьями и подготовки к занятиям.
У 54% детей в возрасте 4-6 лет уже есть свой телефон, а в школьном возрасте этот показатель достигает 97%. Чем старше ребенок, тем сильнее он привязан к телефону: почти 70% российских подростков 14-16 лет почти не выпускают его из рук.
Но не только детям, а в принципе современному человеку сложно контролировать свое внимание и время. Наверняка вы замечали – зашли ответить на сообщение, а потом поняли, что прошло в лучшем случае полчаса. Мы блуждаем по вкладкам, а дети по просторам Тик-Тока – у каждого своя форма зависимости. В информационном поле такое большое количество информации, что легко потеряться. Требуется определенная дисциплина!
Важно учитывать нагрузку ребенка – как физическую, так и умственную. Если в семье не соблюдается режим дня, баланс нагрузки и отдыха, то чрезмерное нахождение за компьютером может негативно сказаться на состоянии ребенка и стать причиной плохого самочувствия. Не рекомендуется пользоваться гаджетами во время приема пищи, а также позже, чем за час до ночного сна.
Если взрослый учел все факторы и рассчитал, какое среднее время ребенок провел в устройствах в школе, важно договориться о том, каким контентом можно пользоваться дома, а что – запрещено. Определять список приложений и платформ желательно совместно с ребенком, учитывая его интересы и потребности.
Как снизить экранное время
А вот наказывать за плохие оценки или поведение, отбирая гаджет – не совсем правильно. Это создает ощущение сверхценности телефона или компьютера. Все действия ребенка будут направлены на то, чтобы получить заветную возможность провести время за экраном. Согласитесь, это не та мотивация, к которой стоит стремиться.
Забрать телефон и вручить в руки книгу — это не решение проблемы, а демонстрация родительской власти. Постарайтесь привить ребенку вкус к реальному миру и событиям в нем, заинтересовать его другим досугом.